Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Личность - это наиболее сложная ментальная конструкция, в которой тесно переплетены многие социальные и биологические факторы. Изменение даже одного из этих факторов существенно влияет на его взаимоотношения с другими факторами и на личность в целом. Это связано с разнообразием подходов к изучению личности – различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они различаются методологически в зависимости от того, объектом какой науки является изучение личности.
Проблема социального и личностного развития дошкольников стоит очень остро. В современном мире ребенок дошкольного возраста уже сталкивается с различными проблемами. Это: активный ритм жизни ребёнка, постоянно занятые родители, высокие требования в детском саду по подготовке к школе, изменения социального статуса, социального окружения и многое другое. Кроме того, сейчас нарушается стабильность семьи, наблюдается большое количество разводов, в семье ухудшаются взаимоотношения, эмоциональное самочувствие членов семьи, нередко нарушаются права детей. В результате у них усиливается негативные переживания.
Результаты изучения личности детей дошкольного возраста представлены в трудах таких авторов, как Р. Бернс, З. Фрейд, А. Фрейд, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, и др. Однако до сих пор не выделены черты личности и личностные типы детей дошкольного возраста. Между тем выделение личностных типов дошкольников может помочь в своевременной коррекции личностных отклонений детей.
Цель исследования – выявить особенности черт личности и личностных типов детей дошкольного возраста.
Объект исследования – личностное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – диагностика черты личности и личностные типы детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что в дошкольном возрасте можно выделить личностные типы у детей.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы личностного развития детей дошкольного возраста.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование черт личности и личностных типов детей дошкольного возраста.
3. Выявить личностные типы детей дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования явились: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, научные работы и исследования личностных особенностей детей дошкольного возраста (З. Фрейд, Р. Кеттел, Г. Олпорт, А. Бандура, Э. Эриксон, Е.З. Басина, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования: теоретический анализ, психодиагностические методы, математико-статистические методы.
Эмпирическая база исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №258».
Этапы исследования. Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сформирована выборка исследования, определены методики исследования.
На втором этапе проводилась психологическая диагностика личностных особенностей дошкольников.
На третьем этапе проводилась количественная и качественная обработка полученных результатов, их интерпретация.
Теоретическая значимость исследования связана с анализом научных статей и публикаций в научной литературе, помогающих понять сущность личностного развития и возможности выделения черт личности и личностных типов у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке коррекционно-развивающих программ по коррекции личностного развития детей дошкольного возраста, а также стать основой дальнейших исследований.
Структура и объем работы. Курсовая работа выполнена на 43 страницах компьютерного текста, состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 26 источников. В работе имеется 4 таблицы и 3 рисунка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие личностных черт и личностных типов в психологии
В психологии категория «личность» относится к числу базовых понятий. Личность (personaliti; от лат. persona –маска актера; роль, положение; лицо) – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения [23].
В основном, личность понимается как интегрированная совокупность психических свойств, при наличии которых человек обретает сознание и самосознание (чувство – Я), становится субъектом деятельности и партнером социальных взаимодействий.
К основным зарубежным теориям личности относятся теории З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, Р. Кеттела, Г. Олпорта, Б. Скинера, Дж. Келли, К. Левина, А. Бандуры.
По мнению З. Фрейда, структуру личности можно представить в виде: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Cупер-эго). Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо [26].
Структура личности по Г. Юнгу, состоит из трех частей – коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания [31].
По концепции Э. Берна, личность - персона – это способ представлять себя, это оболочка, обращенная к другим людям [11].
Многие психологи видят в личности центральное психическое образование. Например, К. Роджерс описывает личность в терминах ― самости: как организованную
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова К.А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта / К.А. Абульханова / Современная личность: Психологические исследования / Отв. ред. М. И. Воловикова, Н. Е. Харламенкова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 392 с. – С. 13 – 37.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
3. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии.– 2018. – № 6. – С. 62-76.
5. Государев Н.А. Психодиагностика. Методологии и методики исследования психологических типов: учебное пособие / Н.А. Государев. – М.: Ось-89, 2009. – 141с.
6. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. / Н.С. Ежкова. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 49с.
7. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2017. – 992с.
8. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. – 512с.
9. Куракина А.О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития / А.О. Куракина. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013. – 102 с.
10. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 544с.
11. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 582с.
12. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: КноРус, 2020. – 631с.
13. Олпорт Г. Становление личности / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002.
14. Павлова Т.В. Особенности межличностных отношений со сверстниками дошкольников с разным социометрическим статусом / Т.В. Павлова, Д.С. Рубцова // Наука и современность – 2015. – №38. – С. 118 – 122.
15. Пенионжек Е.В. Факторы развития личности в рамках индивидуальной воспитательной работы / Е.В. Пенионжек // Психопедагогика в правоохранительных органах.– 2015.– № 1(60). – С. 33.
16. Пиаже Ж. Главные черты логики ребенка. Жан Пиаже: теория эксперименты, дискуссии. Под ред. Обуховой Л.Ф., Бурменской Г.В. – М., 2001. – С.41-46.
17. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 694 с.
18. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. – М.: Эксмо, 2006. – 608 с.
19. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 / Изотова Е.И., Авдулова Т.П., Костяк Т.В., Хузеева Г.Р., Молчанова Г.В., Гребенникова О.В., Гавриченко О.В., Аянян А.Н. – М.: Юрайт, 2023. – 240 с.
20. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 414с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: АСТ, 2019. – 713 с.
22. Сафонова Л.Д. Психологические потребности современных дошкольников / Л.Д. Сафонова. В сборнике: Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор М.Г. Заббарова. – 2021. – С. 606-609.
23. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙН-ЕВРО-ЗНАК, 2009. – 486с.
24. Стожарова М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ульяновск, 2009. – 116с.
25. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности / Д.В. Ушаков. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 463с.
26. Фрейд З. «Я» и «Оно» / З. Фрейд. – М.: Эксмо-Пресс, 2017. – 864 с.
27. Хилько М.Е. Возрастная психология. Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2010. – 194с.
28. Шадриков В.Д. Вопросы психологической теории способностей / В.Д. Шадриков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2010. – Т. 7, № 3. – С. 6 – 17.
29. Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2014. – 256 с.
30. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., Просвещение, 2014. – 410с.
31. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное / К.Г. Юнг. – М.: Академический проект, 2014. – 187с.